Официальный сайт ГМУ
Ставрополье без табака
Я привит

Виды детской активности и способы их формирования

Древние греки говорили:
«Хочешь быть здоровым – бегай,
Хочешь быть красивым – бегай,
Хочешь быть умным – бегай.»


Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка.

Современные образовательные программы нацеливают воспитателей на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной активности.

Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе. Необходимо подчеркнуть, что двигательная культура находится в органическом единстве с интеллектуальной, духовной и эстетической.

Таким образом, воспитание двигательной культуры дошкольника должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду.

Ребенок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе общения с родителями, воспитателями, детьми в процессе обучения.

Успешность воспитания двигательной культуры во многом зависит от собственных физических и психических усилий ребенка: от собранности его внимания, конкретности представления, активности мысли.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создавая условия для творческого освоения детьми этапов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями такого формирования являются:

- воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;

- включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры;

- развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;

- создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях;

- выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту на занятиях и во время прогулок;

- создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

В наши дни физическая культура является одним из решающих факторов, определяющих жизнедеятельность человека. Человек может выполнять бесконечное множество движений, однако они доступны ему не с самого рождения. Двигательная культура осваивается каждым ребенком индивидуально, обуславливая его становление как личности во взаимодействии с миром материальных предметов и социальных отношений.

Представление двигательной культуры осуществляют родители, воспитатели, инструктор по физкультуре и сами дети.

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Кроме того, у ребенка развиваются различные виды памяти: эмоциональная, образная, словесно-логическая, произвольная.

Воспитание двигательной культуры способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка: ловкости, быстроты, выносливости, силы.

В качестве основных задач по воспитанию культуры движений дошкольников можно выделить следующие:

- создание условий для разнообразной двигательной активности;

- обогащение представления детей о необходимости движений;

- использование адаптированных спортивных игр и упражнений;

- формирование умений и развитие физических качеств;

- побуждение детей к творчеству в двигательной деятельности;

- воспитание у детей желания самостоятельно проводить и организовывать подвижные игры, упражнения со сверстниками.

Средствами воспитания двигательной культуры являются физические упражнения. Это построения, перестроения, ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, ползание, лазание, равновесие, элементы спортивных и подвижных игр.

Однако нельзя сводить деятельность по воспитанию двигательной культуры только к формированию двигательных умений и навыков и развитию физических качеств. Нужно воспитывать у детей творческие способности в процессе преобразования обыденного двигательного опыта и его этапов. Воспитательный процесс в данном случае направлен на овладение способами построения собственных движений, развитие двигательного воображения что является основой творческой, осмысленной двигательной культуры.

Должно быть музыкальное сопровождение занятий, можно вводить элементы аэробики.

В дошкольном возрасте становится возможным осознанное отношение детей к своим действиям, достижение их точности и управляемости. При этом такие качества как ловкость, гибкость и координационные способности, могут быть развиты у дошкольников в большей степени чем сила, выносливость.

В рамках формирования двигательной культуры важное место занимает совместная деятельность детей. Должен действовать принцип «Умеешь сам – научи товарища», при этом дети будут эмоционально общаться.

Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ.

Назначение этих занятий состоит в том, чтобы:

- удовлетворять естественную потребность детей в движении;

- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через физическую нагрузку;

- давать каждому ребенку возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них.

Занятия по физической культуре имеют свою специфику. Каждая из них – это определенная «оздоровительная доза», направленная на укрепление здоровья ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность. Это и активный отдых, где движение, физическая нагрузка воспринимаются организмом как «мышечная радость». Кроме того, занятия дают ребенку возможность общения со сверстниками и педагогом, т.е. социальный комфорт, а освоение двигательных умений – возможность самовыражения.

В занятии традиционно три части. Все занятия надо начинать с упражнений, подготавливающих организм к нагрузке, пик нагрузки надо отнести ближе к концу, а на заключительном этапе проводить малоподвижные упражнения для восстановления дыхания и чтобы дать возможность детям отдохнуть.

Нельзя заставлять детей делать то, что они не хотят. Занятие должно строится с учетом детских интересов и доставлять дошкольникам радость и удовольствие. Детям нравится заниматься всем вместе, если при этом обеспечиваются условия для активности каждого, если педагог умеет создать на занятии оптимальную психологическую среду.

Здоровье, благополучное пребывание дошкольников в д/саду определяется научно-обоснованным режимом дня, в котором предусматривается соответствующее возрасту распределение периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных мероприятий, организованных занятий и самостоятельной деятельности детей.

Режим должен обеспечивать чередование различных по подвижности видов деятельности: малоподвижные, игры и занятия связанные со значительным умственным и волевым напряжением, сменяются более активной деятельностью, после энергичных движений детям необходимы спокойные игры, особенно важно максимально (в зависимости от сезона) использовать свежий воздух в сочетании с двигательной деятельностью детей.

Последовательно от возраста к возрасту усложняются требования к организации двигательной активности детей, к разнообразию форм проявления их активности, самостоятельности. В целях повышения умственной работы способности на занятиях рекомендованы физминутки, их следует проводить в течении 2-3 минут на занятиях требующих сосредоточенного внимания и длительного пребывания в однообразной позе. Между занятиями проводятся физкультпаузы, включающие ходьбу, подскоки, несложные общеразвивающие упражнения, спокойные игры. Кроме того, дети много двигаются на прогулках: играют в подвижные игры – соревнования, свободные игры по желанию детей.

Удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития – е только физического, но и интеллектуального.

Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышение производительности в выполнении различных действий.

Методы организации двигательного режима изменяются в зависимости от условий, обстановки, времени года, возраста детей. При наличии просторных, оснащенных физкультурными пособиями участников, продуманных подвижных и других игр двигательная деятельность детей удовлетворяет потребности их растущего организма. Летом двигательная активность обычно выше, чем в холодный период года, т.к. большую часть времени дети проводят на воздухе.

Старшие дети проявляют самостоятельность в выборе подвижных игр и упражнений, воспитатель лишь регулирует их физическую нагрузку.

В двигательный режим дошкольников входят занятия физическими упражнениями, организуемые воспитателем и самостоятельная активная деятельность детей. Итак, воспитатель организует: физзанятия 3 раза в неделю, утреннюю гимнастику ежедневно; подвижные игры и физические упражнения ежедневно 2 раза на утренней и вечерней прогулке; физминутки на занятиях; физкультпаузы между занятиями; физкультурные досуги 1-2 раза в месяц; физкультурные праздники 2 раза в год.

Для самостоятельной двигательной деятельности отведеовремя а утреннем приеме, на прогулках утром и вечером, в помещении во II половине днядо прогулки.

Все виды детской активности взаимосвязаны и дополняют друг друга. К ним предъявляются единые педагогические требования, а именно:

- ежедневность проведения;

- постоянность усложнений требований к качеству движений, объему физических нагрузок;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- создание необходимых условий (оборудование, игрушки, пособия для активизации двигательной активности.

Решение задач физического воспитания невозможно без обеспечения педагогического процесса необходимым инвентарем, который используется во всех возрастных группах при проведении гимнастики, занятий по физической культуре, подвижных игр, физкультмиуток, спортивных упражнений и игр. Для проведения индивидуально-дифференцированной работы важно во всех группах иметь физкультурные пособия.

Важно, не разрушая структуру творческой игры обогащать двигательную сферу детей, а сюжетные постройки (корабли, машинки) не должны быть громоздкими.

Для профилактики утомляемости детей а участке важно организовать удобные и разнообразные уголки отдыха. Создавая условия для развития движений, важно максимально использовать всю территорию участка д/сада.

Во время утреннего приема дети самостоятельно или по инициативе воспитателя организуют игры: сюжетно-ролевые, строительные и д.р. Из подвижных игр воспитатель предлагает игры средней подвижности, без элементов соревнования, чтобы у них не наступило перевозбуждение.

Утренняя гимнастика обеспечивает бодрое состояние и активизирует дальнейшую деятельность детей. Кроме того, она является хорошим закаливающим средством.

При проведении физзанятий учитываются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

На прогулках помимо подвижных игр широко используются спортивные упражнения, спортивные соревнования. Они особенно привлекательны для старших детей, уровень двигательной подготовки которых позволяет овладеть многими видами упражнений.

Итак, основная цель взаимодействие взрослого с ребенком для двигательного развития ребенка – это формирование у него чувства «двигательной радости».

Главное – связать его положительные эмоции с ощущениями, получаемыми во время движений. Так формируется представление об образе жизни, в котором движение – предпочитаемый вид времяпровождения, оно позволяет впоследствии преодолеть явления гипокинезии и гиподинамики, а значит сохранит в будущем его здоровье.

Следует помнить также о том, что ребенок обладает естественной биологической потребностью в движении, удовлетворять которую следует ежедневно. Ограничения же в движении, уменьшение их интенсивности и объемов, могут навредить, вызвать астенические синдромы, нарушить деятельность функциональных систем организма.

Следует помнить, что организую двигательную деятельность мы имеем возможность решать непростую для малолетнего ребенка задачу – регуляция своего поведения. Первые элементы саморегуляции поведения возникают именно в подвижной игре, когда возникают противоречия между желаниями и необходимостью, ребенок выбирает «необходимость». Итак, двигательное развитие ребенка и развитие его самого через движение – приоритетное направление в работе с ребенком дошкольником.

Яндекс.Метрика html5 valid
Как настроить RBAC в Yii2
0,0737 s cache